21 сентября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
От читателей стали поступать вопросы: "Могут ли в текущих условиях военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, досрочно уволиться с военной службы?".
Наше мнение: "Нет, не могут".
Cразу оговоримся, что единого понимания при обсуждениях мы не встретили, мнения разделились, версия "Да, могут" также обосновывается и, более того, нашла отражение в судебной практике - см., например,
решение Пермского гарнизонного военного суда.
Положения Указа в отношении действующих военнослужащих
Пункт 4 гласит: "Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом."
Пунктом 5 установлены следующие основания для увольнения военнослужащих по контракту в период частичной мобилизации:
- по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, контракты о прохождении службы, заключенные военнослужащими женского пола, продолжают свое действие. Увольнение по п. 3.2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Указом не предусмотрено.
Мнение: "Указ Президента РФ является подзаконным актом и не отменяет положений ФЗ"
Такую позицию нам приводят в качестве доказательства обратного - "женщины имеют право на увольнение, поскольку Закон выше Указа и частичная мобилизация это тоже мобилизация".
Увы, не можем согласиться с таким подходом.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 53-ФЗ гласит следующее:
"В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
- призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- военное обучение в период военного положения и в военное время."
В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Президент устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время, а также осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные указанным Федеральным законом.
Таким образом, Президент в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией, имеет право издавать нормативные правовые акты РФ в форме указов, предусматривающие прохождение военной службы в период мобилизации.
Повторимся, Указ № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", по нашему мнению, исключает возможность для военнослужащих женского пола досрочно уволиться с военной службы по основанию, предусмотренному п.3.2 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ.
При этом полагаем, что на практике вопрос будет решаться в пользу женщин, в особенности тех, чьи мужья подлежат призыву в рамках частичной мобилизации.
Но это еще не все. Увольнение по п.3.2 таит в себе неприятный нюанс:
Согласно действующему законодательству увольнение женщин в период мобилизации не является льготным основанием
Как известно, военнослужащие - участники НИС при увольнении по льготным основаниям с 10-ю и более годами календарной выслуги (увольнение в связи с признанием не годным не в счет) получают право на накопления и средства их дополняющие.
К льготным основаниям относятся: ОШМ, состояние здоровья, достижение предельного возраста и семейные обстоятельства.
Увы, пункт 3.2 статьи 51, по логике и по нумерации относящийся к перечню льготных оснований, к таковым пунктом 3.1 той же статьи не отнесен. Почему так получилось, мы не знаем. По всей видимости, налицо пробел правового регулирования.
Судя по стенограмме заседания Государственной Думы, увольнение женщин в период мобилизации должно приравниваться к ОШМ. Так, 12.03.2019 БОГОДУХОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в ходе обсуждения законопроекта сказал:
"... данный законопроект направлен на социальную поддержку многодетных семей, материнства, отцовства и детства и заслуживает поддержки... На сегодняшний день у нас в принципе не урегулирован порядок прохождения военной службы в период мобилизации для такой категории военнослужащих, поэтому этот вопрос требует дополнительной проработки, и позже мы решим, как регламентировать его отдельные положения - в этом или же в самостоятельном законопроекте."
Надеемся, что правовая коллизия и почва для двоякого толкования будет своевременно устранена.